Подключая инструменты к аппаратуре, например, микшерному пульту или аудиоинтерфейсу, музыканты нередко забывают про очень важное связующее звено – директ-бокс, или ди-бокс. Как результат – искажение звука, посторонние шумы и прочие неприятности, особенно при использовании коммутационных кабелей большого метража. Связано это с тем, выходы подключаемых инструментов имеют высокое сопротивление, а входы звукового оборудования – низкое. Слабый аудиосигнал при передаче с одного устройства на другое не может сопротивляться воздействию электрического поля, а потому искажается и обрастает различными артефактами – шумом, треском и т. д. Директ-бокс, главным элементом которого является трансформатор, понижает выходное сопротивление и стабилизирует передаваемый сигнал, помогая ему пройти путь от источника до конечной точки с минимальными потерями. Именно это позволяет передать сигнал на более длинное расстояние, снизить уровень шума на выходе, а кроме того, сделать подключение безопасным для музыканта, исключив удар током при коротком замыкании.
Стандартно директ-бокс имеет один небалансный (несимметричный) вход (обычно Jack 6.3) и два балансных (симметричных) выхода: thru-put (сквозной) для подключения к усилителю и XLR для подключения к микшеру или звуковой карте.
Для справки. Небалансное подключение – передача сигнала по двум проводникам: информационному и «земле»; передаваемый сигнал сильно подвержен влиянию различных помех. Балансное подключение – передача сигнала по трем проводникам: двум информационным (прямому и инверсному) и «земле»; сигнал более устойчив к воздействию помех.
Директ-боксы могут быть пассивными и активными.
Исторически первыми появились пассивные, или трансформаторные, директ-боксы. Вход и выход у них изолированы, а сигнал передается при помощи магнитного поля, благодаря чему и снижается уровень шума.
Такие директ-боксы хороши тем, что не требуют отдельного источника питания, способны обрабатывать, не перегружаясь, сигналы большой мощности, а если перегрузка и возникает, то сигнал не искажается, а становится более насыщенным. Есть, однако, и существенный минус – поступающий сигнал должен быть достаточно сильным, иначе пассивный директ-бокс просто не сможет его обработать. Именно поэтому пассивные директ-боксы хорошо работают только с активными инструментами – гитарами с активными звукоснимателями, клавишными, электронной перкуссией и т. д.
Активные директ-боксы появились в 1980-х годах, главным образом, из-за того, что пассивные устройства негативно влияли на звучание некоторых инструментов. Если пассивный ди-бокс работает с сильным сигналом, то активный имеет в своей схеме предусилитель, способный «раскачать» слабый сигнал. Именно поэтому активные директ-боксы лучше всего работают с инструментами, которые не имеют встроенного питания – старыми моделями клавишных, акустическими гитарами с пьезодатчиками, бас-гитарами с пассивными звукоснимателями и пр.
Активные ди-боксы могут включать ряд полезных опций:
– переключаемый аттенюатор, или пэд (Pad) – помогает избежать перегрузки директ-бокса, снижая на фиксированную величину (например, 0, –20 и –40 дБ) уровень очень мощных входных сигналов;
– переключатель ground-lift – разрывает «петлю заземления», тем самым устраняя гул и различные шумы;
– высоко- и низкочастотный фильтры;
– функция разделения сигнала (реализуется через одновременное подключение входного и сквозного разъемов) – позволяет разбить сигнал, направив его одновременно на усилитель и в микшерный пульт или аудиоинтерфейс;
– смена полярности (фазы) – помогает устранить обратную связь и выровнять разные по фазе сигналы; и др.
Из минусов активных ди-боксов можно отметить существенное искажение сигнала при перегрузке и зависимость от источника питания.
Кстати, некоторые ди-боксы могут работать как в пассивном, так и в активном режимах. Такой прибор очень пригодится, когда непонятно, с каким источником сигнала придется иметь дело.
Чаще всего можно встретить компактные ди-боксы с одним либо двумя каналами, однако существуют и рэковые многоканальные модели, позволяющие одновременно соединять несколько инструментов с несколькими усилителями.
Выбирая директ-бокс, имейте в виду следующее.
1. Трансформатор – «сердце» ди-бокса, поэтому именно его характеристикам следует уделить особенное внимание. Некачественный трансформатор не сможет достойно обработать высокие частоты и просто «срежет» их.
2. Важен источник, с которым предстоит работать. Существуют директ-боксы, которые могут работать и со слабым сигналом, и с сильным. Однако чаще встречаются устройства, ориентированные только на один вид сигнала. Поэтому если вы планируете использовать устройства, оснащенные предусилителем, лучше выбирать пассивные ди-боксы, без предусилителя – активные.
3. Динамический диапазон, который способен обрабатывать директ-бокс, должен быть достаточно широк. Это позволит вашему инструменту не затеряться в общем миксе и в целом звучать более качественно.
В заключение отметим: сегодня можно встретить директ-боксы не только для подключения музыкальных инструментов к студийной или концертной аппаратуре, но и устройства, эмулирующие гитарные кабинеты, выполняющие функцию реампа, а также устройства, позволяющие связывать компьютеры, ноутбуки, планшеты, DVD- и Hi-Fi-плееры с профессиональной аппаратурой. Таким образом, выбор подходящего директ-бокса зависит от ваших целей, а также от того, какой звук вы хотите получить на выходе.