Что такое гитарный стэк?

Что такое гитарный стэк?

Чтобы вывести звучание гитары или баса на необходимую громкость, требуется усилитель. Для домашних репетиций или небольших концертных площадок можно использовать комбик – устройство, совмещающее в одном корпусе усилитель и динамик. Если же речь идет о больших залах или масштабных open air, не обойтись без гитарного стэка.


ЧТО ТАКОЕ ГИТАРНЫЙ СТЭК

Гитарный стэк представляет собой комбинацию подключенных друг к другу гитарного усилителя и акустической системы. На жаргоне музыкантов усилитель называется “головой”, а акустическая система – “кабинетом”. “Голова” в стэке всегда одна, “кабинетов” же может быть несколько. Стэк, состоящий из “головы” и одного “кабинета”, называется полустэком, из “головы” и нескольких “кабинетов” – полным стэком. 


1.jpg




УСИЛИТЕЛЬ («ГОЛОВА»)

Главными частями “головы” являются предусилитель (преамп) и оконечник (непосредственно сам усилитель). Поступающий сигнал предварительно усиливается преампом, затем передается в оконечник, и далее – в “кабинет”. 

“Головы” могут быть ламповыми, транзисторными, цифровыми и гибридными. Об этих технологиях мы уже рассказывали в статье про гитарные комбо, а потому сейчас останавливаться на них подробно не будем. 


2.jpg



Большинство гитарных усилителей имеют, как минимум, два канала звучания (обычно для чистого звука и “перегруза”), с возможностью переключения между ними при помощи футсвитча. Кроме того, “на борту” есть секция цифровых эффектов, петля эффектов для подключения педалей и, конечно же, регуляторы управления настройками эффектов и общей громкостью прибора. Помимо этого, имеются выходы на наушники, вход для CD/Мр3-плеера, а также выход с эмуляцией гитарного кабинета. Также нередко в усилитель встроен тюнер, что значительно упрощает настройку инструмента.

Мощность усилителя может варьироваться от 1 Вт до 120 Вт и более. Однако стоит иметь в виду, что указанное производителем значение лишь приблизительно скажет вам о максимальной громкости устройства, поскольку здесь влияет и схема усиления, и сопротивление, и конфигурация подключаемого кабинета. 



“КАБИНЕТ”

Гитарный “кабинет” представляет собой корпус с заключенным в него одним или несколькими динамиками. Здесь может возникнуть резонный вопрос: а почему нельзя подключить к усилителю обычную «бытовую» колонку? Причины кроются как раз в особенностях корпуса и динамиков.

Если корпус «бытовых» колонок зачастую выполнен из пластика, то корпус «кабинета» – из многослойной фанеры, благодаря чему способен выдерживать сильное звуковое давление, не вибрируя при этом и не создавая ненужных резонансов. Он может быть прямым (такие “кабинеты” в стэке устанавливаются снизу) или скошенным (устанавливаются сверху – для лучшего раскрытия звука). 

3.jpg

Динамики «бытовых» колонок рассчитаны на широкий частотный диапазон, в то время как динамики гитарных “кабинетов” заточены конкретно под гитару (либо бас), что позволяет отсеять звуковой “мусор”, оставив только полезный сигнал.  Кроме того, их сопротивление соотносимо с сопротивлением усилителя, что обеспечивает не только качество звучания, но и безопасность использования обоих устройств. 


Разновидности "кабинетов"

По конструкции различают “кабинеты” закрытые и открытые. 


В закрытых “кабинетах” задняя стенка сплошная. Звук при такой конструкции богат басами и сфокусирован вперед, благодаря чему получается мощное, пробивное звучание, особенно при использовании эффектов типа дисторшн. Однако закрытые “кабинеты” довольно тяжелы, что вызывает неудобства при транспортировке. Для записи закрытых “кабинетов” достаточно одного микрофона. 

В открытых “кабинетах” задняя стенка открыта наполовину либо на 3/4 или же вовсе отсутствует. Звук менее басовит и может быть несколько размыт, зато в нем больше яркости, прозрачности и объема. Кроме того, такие “кабинеты” дешевле и легче своих “собратьев”, а снимать с них звук при записи можно и спереди, и сзади. 


4.jpg

Динамики

Прежде всего, при выборе “кабинета” стоит ориентироваться на размер и количество встроенных в него динамиков, а также их мощность и сопротивление.

Стандартным размером динамиков “кабинета” для электрогитары, позволяющим полноценно передать весь частотный диапазон инструмента, считается 12 дюймов, для баса – 15 дюймов. В целом же можно встретить “кабинеты” с динамиками от 6 до 18 дюймов. Здесь действует простой принцип: чем меньше динамик, тем тише он звучит. 

Количество динамиков может варьироваться от 1 до 12. Чем их больше, чем, соответственно, более насыщенный, глубокий и мощный звук вы получите. 

Мощность, которую способны выдержать динамики, должна быть не меньше мощности усилителя, в противном случае придется сильно поднимать уровень громкости на усилителе, а это может привести к порче динамика. Сопротивление также должно быть  не меньше сопротивления усилителя; оно может составлять 4, 8 или 16 Ом. 


5.jpg


Параметры кабинета обычно указываются в виде “2х12”, где первая цифра обозначает количество динамиков, а вторая – их диаметр. Маленьким “кабинетам” (с 1–2 динамиками размером 8–12 дюймов) свойственно преобладание средних и высоких частот, басов у них практически нет. Они хорошо показывают себя при исполнении соло, но не подходят для мощных ритм-партий. Самой популярной конфигурацией, этаким “середнячком”, хорошо зарекомендовавшим себя в самых разных условиях, является “кабинет” 4х12. А вот при выборе больших “кабинетов” (более чем на 4 динамика диаметром свыше 10 дюймов), которые богаты басами, стоит обратить особое внимание на качество самого динамика, иначе все это “богатство” может обернуться нечитаемостью сигнала и невнятным звучанием. 



КОМБИК VS ГИТАРНЫЙ СТЭК

И все же что лучше, – спросите вы, – комбик или гитарный стэк? Однозначного ответа здесь нет и быть не может. Каждое устройство хорошо для конкретных целей, и у каждого есть как плюсы, так и минусы.


6.jpg



Прежде всего, комбик в разы компактнее, чем даже полустэк. Однако вы можете спокойно отсоединить “голову” и подключить ее к любому “кабинету”, например, в репетиционной студии. Кроме того, если вас вдруг не устраивает звук, вы можете поменять отдельно “голову” либо “кабинет”, комбик же придется менять полностью. 

Кстати, как ни странно, расположить гитарный стэк можно намного удобнее, чем комбик. Например, поставить “кабинет” в одном месте помещения, а “голову” – в другом, ближе к себе, чтобы был свободный доступ к регуляторам.

В целом комбик будет стоить дешевле, чем стэк того же производителя. Но при этом качество звука у стэка будет в разы выше, поскольку в нем нет ничего “лишнего” и присутствует некая целостность звучания, особенно на низких частотах. 

Ну и, конечно же, “раскачать” комбиком большую площадку гораздо сложнее, чем гитарным стэком. Хотя бы по той причине, что для этого требуется несколько динамиков, а в комбике их, чаще всего не более двух. 



РЕКОМЕНДАЦИИ

При выборе гитарного стэка нужно определиться со следующими моментами:

1. Для какого инструмента вы выбираете стэк – гитара или бас-гитара. Диапазон частот у них разный, так что и “голова”, и “кабинет” должны ему соответствовать.

2. Размер стэка, в том числе количество динамиков. В данном случае все зависит от размера площадки – чем она больше, тем больший стэк может потребоваться. При этом помните, что скошенный кабинет расширяет радиус звучания, и это также нужно учитывать. 

3. Стиль музыки, в котором вы играете. Для агрессивных стилей музыки лучше подходят закрытые кабинеты, для более легких – открытые.

Кроме того, учитывайте, что итоговый звук будет зависеть не только от параметров самого стэка, но и от того, где и как он расположен. В частности, “кабинет”, установленный на полу, будет лучше передавать низкие частоты, чем “кабинет”, размещенный на специальной подставке либо на другом “кабинете”. 

Ну и, конечно же, не забывайте про сохранность вашего оборудования – если вам придется перевозить его с места на место, лучше сразу обзавестись чехлом или кейсом.

Удачного выбора! 

Подборка товаров

Fender hot rod deluxe 112 enclosure bk - Гитарный кабинет, 1х12`, мощность 80 ватт в магазине для музыкантов Рок-н-Ролл
Товар дняУспей купить
RUB 50 000 руб.50 000 руб.
Наличие:
Красноярск: нет
Москва: нет
Санкт-Петербург: нет
Ожидается: нет
В корзину Подписаться В корзине
MARSHALL DSL20 HEAD - Усилитель гитарный ламповый 20Вт в магазине для музыкантов Рок-н-Ролл
Товар дняУспей купить
RUB 83 000 руб.83 000 руб.
Наличие:
Красноярск: нет
Москва: нет
Санкт-Петербург: нет
Ожидается: нет
В корзину Подписаться В корзине
Mesa Boogie MINI RECTO Slant 1x12 - кабинет гитарный, 60 Ватт, 8 Ом в магазине для музыкантов Рок-н-Ролл
Товар дняУспей купить
RUB 70 000 руб.70 000 руб.
Наличие:
Красноярск: нет
Москва: нет
Санкт-Петербург: нет
Ожидается: нет
В корзину Подписаться В корзине
Orange 4 Stroke 300 - усилитель для бас-гитары транзисторный 2U, 300 Вт, 4 Ом в магазине для музыкантов Рок-н-Ролл
Товар дняУспей купить
RUB 79 086 руб.79 086 руб.
Наличие:
Красноярск: нет
Москва: нет
Санкт-Петербург: нет
Ожидается: нет
В корзину Подписаться В корзине
Yerasov Basstodon - Усилитель басовый, 800Bт, в магазине для музыкантов Рок-н-Ролл
Товар дняУспей купить
RUB 44 970 руб.44 970 руб.
Наличие:
Красноярск: нет
Москва: нет
Санкт-Петербург: нет
Ожидается: нет
В корзину Подписаться В корзине
Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста