Что из себя представляет барабанная тарелка
Это диск выпуклой формы с отверстием посередине для крепления на стойке. В теле тарелки выделяют три части: купол (чашу), поверхность и край. Игра по куполу дает высокий акцентированный звук, по краю – мощный и плотный, а вот игра по поверхности богата самыми разными оттенками – все зависит от того, по какой части вы ударяете палочкой. Отметим, что поверхность создает больше всего вибраций, а потому определяет основное звучание тарелки.
Стандартный барабанный сет включает три тарелки: хай-хет, крэш и райд.
Хай-хет, или просто хет – пара тарелок (верхняя немного легче, тоньше и звонче нижней), закрепляемая на специальной стойке с педалью. Механизм стойки устроен таким образом, что нажимая на педаль или отпуская ее, вы соответственно смыкаете или размыкаете тарелки – открываете или закрываете хай-хет. Закрытый хай-хет дает не очень громкий, но акцентированный звук, открытый – наоборот, громкий и расплывчато-шероховатый. Играть на хай-хете можно как палочками, так и при помощи одной только педали – ритмично нажимая и отпуская ее, тем самым ударяя тарелки друг о друга.
Чаще всего тарелки хай-хет имеют диаметр 13-14 дюймов (1 дюйм = 2,54 см), однако встречаются как более крупные, так и более компактные, и даже мини-версии. Кстати, существуют хеты, составленные не из двух, а из трех тарелок.
Самые распространенные размеры крэшей – 16 и 18 дюймов, в целом же диаметр может варьироваться от 14 до 24 дюймов.
Райд обычно является самой большой тарелкой в сете. Внешне он очень похож на крэш (существую даже гибриды – крэш/райд- и райд/крэш-тарелки), однако его край, как правило, более толстый. В результате мы получаем высокий звонкий звук с продолжительным сустейном. Главными игровыми частями райда являются купол и поверхность, используется он в основном для ведения ритма, однако иногда на нем играют и акценты, ударяя в край, как по крэшу.
Наиболее часто используют райды размером 20 и 22 дюйма, но можно встретить модели от 16 до 26 дюймов в диаметре.
Чайна представляет собой тарелку с коническим либо усеченно-коническим куполом и «вывернутым» относительно тела краем. При этом тело тарелки имеет практически одинаковую толщину и у купола, и у края. Такая конструкция создает громкое «грязное» звучание, которое очень любят представители тяжелых стилей музыки. Чайны могут быть рассчитаны на подвешивание как вверх куполом, так и вниз. Первые, как правило, используются для ведения райд-партий, вторые – крэш-партий.
Диаметр чайны может варьироваться от 8 до 27 дюймов.
Сплэш – очень маленькая (диаметром 6-12 дюймов) и тонкая тарелка. Ее тело практически не меняет толщину от купола к краю, а сам купол немного более толстый. Также встречаются модели в «вывернутым» относительно тела краем, так называемые «чайна-сплэш». Сплэш обычно используется для расстановки акцентов. Его звучание можно охарактеризовать как резкое, высокое, шипящее, с коротким сустейном.
Из чего производятся барабанные тарелки
Звучание «железа» главным образом зависит от материала, из которого оно изготовлено. Самыми распространенными сплавами для производства являются латунь, ковкая и колокольная бронза.
Латунь (сплав меди и цинка с добавлением олова), как правило, используется для производства ученических и демо-тарелок, которые поставляются вместе с бюджетными ударными установками. Такие тарелки недорого стоят, имеют теплое, но тусклое звучание.
Ковкая бронза (B8 - сплав меди и олова с содержанием олова не более 8 %) имеет красноватый оттенок, дает яркое, ясное, пробивное звучание, в общем миксе четко слышна каждая отдельная тарелка.
Колокольная бронза (B20 - сплав меди и олова с содержанием олова 20 %), в отличие от ковкой, звучит более мягко и темно, имеет широкий динамический диапазон, отдельные тарелки в общем миксе не выделяются, создавая теплое, как бы обволакивающее звучание.
Стараясь найти баланс между качеством и ценой своих тарелок и внести в их звучание новые краски, производители не устают экспериментировать, меняя процентное содержание тех или иных компонентов в «традиционных» сплавах, а также добавляя различные дополнительные элементы – серебро, золото, фосфор, марганец, алюминий и пр.
Кроме того, для улучшения звука в более дорогих сериях «железа» используется ручная ковка, которая, в отличие от машинной обработки, позволяет полностью раскрыть все ресурсы используемых сплавов. Каждая из обработанных вручную тарелок неповторима и имеет свой характер.
Размер, толщина и форма тоже имеют значение
Размер и форма тарелки (в том числе колокола), а также ее толщина существенно сказываются на звучании. Здесь есть несколько закономерностей:
- чем больше тарелка при той же толщине, тем ниже, громче и «темнее» ее звучание, шире диапазон охватываемых частот, более живой и устойчивый отклик на удар палочкой, но менее предсказуемая атака – звук после удара не сконцентрирован и может пойти в любую сторону;
- чем толще тарелка при том же размере, тем выше, громче и ярче ее звучание, у'же диапазон частот, более живой отклик палочки и более концентрированная атака;
- тарелка с плоским профилем имеет более низкий и теплый звук, с высоким – мощный, насыщенный верхними частотами;
- тарелки с маленьким колоколом имеют более сухой звук, чем с большим;
- тарелки с большим и высоким колоколом звучат выше и громче, с низким и маленьким – ниже и тише.
Кстати, важно правильно подобрать вес палочек, которыми вы будете играть: легкие палки не смогут «достать» весь звук из тяжелых массивных тарелок, а тяжелые палки могут испортить легкие тонкие тарелки.
И напоследок…
При выборе «железа» исходите, прежде всего, из музыки, которую планируете играть. Если вы любитель тяжелых стилей, где требуется сильная атака и громкий звук, то и тарелки выбирайте тяжелые и массивные, поскольку легкие просто потеряются за ревом гитар. А вот любителям джаза и поп-рока «тяжеловесы» совсем ни к чему – соратники по группе явно не скажут вам «спасибо», если вы заглушите их своей игрой; в этом случае идеальный выбор – тарелки легкого или среднего веса.
Кроме того, необходимо учитывать, какое звучание в итоге вы хотите получить – низкое и мрачное, высокое и яркое, «шелестящее», «грязное» и т. п. Кстати, крупные производители тарелок выкладывают у себя на сайтах демо-записи звучания своей продукции, так что вы можете, не выходя из дома, послушать и прикинуть, насколько та или иная тарелка подходит вам по звуку.
И помните, что тарелка – это не просто кусок железа, а такой же инструмент, как гитара или фортепиано, а следовательно, так же требует бережного обращения и ухода. Учитесь правильно устанавливать тарелки на стойки и играть – это поможет вам не только добиться отличного звука, но и избежать трещин на вашем «железе». Если вы будете возить тарелки с собой на репетиции или гастроли, обязательно приобретите чехол или кейс – так вы обезопасите свой стафф от повреждений, да и перевозить его вам будет куда комфортнее. И конечно же, не забывайте, что периодически инструмент нужно чистить – для этого можно использовать либо универсальные средства, либо средства, специально разработанные производителями тарелок под свою продукцию.