Балалайка – один из главных символов русской народной культуры. Она достаточно проста в освоении, но при этом имеет очень выразительное звучание и способна передать самые разные нюансы чувств, а потому популярна и среди профессионалов, и среди музыкантов-любителей. Применяется балалайка и как сольный инструмент, и как аккомпанирующий (в ансамблях и даже оркестрах), а играть на ней можно не только народные произведения, но и классические и, конечно же, авторские.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ИСТОРИЯ
Данные о времени появления балалайки довольно туманны, однако, согласно документальным источникам, распространение она получила в конце XVI – XVII вв. С происхождением тоже не все очевидно – «предками» называют и русские, и киргизские, и татарские инструменты, но наиболее вероятным прародителем считается двухструнная казахская домбра. Играли на балалайке в основном крестьяне, ремесленники и скоморохи, хотя иногда она услаждала слух и представителей более высоких сословий, в том числе царей и императоров.
С XVII в. балалайка претерпела достаточно много конструкционных изменений: изначально полукруглый корпус приобрел треугольные очертания, укоротился гриф, увеличилось количество струн – теперь их могло быть от двух до шести.
Конец XIX в. стал для балалайки поистине знаменательным: она не только приобрела современный вид (общей длиной 60–70 см, с увеличенным корпусом из бука и верхней декой из ели), но и обзавелась «семьей»: благодаря музыканту Василию Андрееву и его сподвижникам – мастерам Ф. Пасербскому, С. Налимову, В. Иванову и другим – появились несколько разновидностей балалаек, которые используются в балалаечных ансамблях и по сей день. С этого момента балалайка вошла в академическую среду и прочно закрепилась в ней.
КОНСТРУКЦИЯ
Современная балалайка имеет (за редкими исключениями) треугольный корпус с выпуклой нижней декой, состоящей из нескольких (обычно 6–7) сегментов (клепок). На верхней деке вырезано резонаторное отверстие, называемое голосником, и установлена специальная подставка, приподнимающая струны над декой. Кстати, к корпусу подставка не приклеивается, так что, передвигая ее, вы можете влиять на тембр звучания балалайки. Часто часть верхней деки закрывает навесной «панцирь» – накладка, защищающая инструмент от случайных попаданий медиатора во время игры.
К корпусу крепится гриф, разделенный металлическими порожками на 16 или более ладов. На отогнутой назад голове грифа, именуемой также «лопатка», закреплены колки, отвечающие за настройку инструмента.
Современная балалайка может иметь 3, 4 (одну сдвоенную и две одиночных), 5 (две сдвоенных и одну одиночную) или 6 (три сдвоенных) струн. Если раньше для их изготовления использовались жилы животных, то сейчас – металл и синтетические материалы (нейлон и карбон). От того, какие струны стоят на балалайке, зависят ее тембр и чистота строя. Закрепляются струны на нижней части корпуса, называемой задинкой, при помощи специальных кнопок.
Отметим, что некоторые балалайки оснащаются звукоснимателями, благодаря чему могут быть подключены к звукоусиливающей аппаратуре.
РАЗНОВИДНОСТИ
Балалайки разделяются на академические и традиционные. Они отличаются конструкцией, звучанием и сферой применения.
Академические балалайки предназначены, как можно понять из названия, для академической игры. Их используют профессиональные музыканты и студенты музыкальных учебных заведений. У таких балалаек – от 15 до 24 ладов ладов (и, как следствие, расширенный звукоряд), навесной панцирь, гибридный комплект струн – одна металлическая и две синтетических – и строго фиксированный строй. Чтобы играть на академической балалайке, нужно хорошо знать нотную грамоту и владеть различными приемами звукоизвлечения.
Существует несколько разновидностей академической балалайки, отличающихся общей длиной, размером корпуса и строем:
– прима (самая распространенная, длина – 67,5–68,5 см, строй – «ми-ми-ля» первой октавы);
– секунда (длина – 74,5–76,5 см, строй – «ля-ля» малой октавы, «ре» первой октавы);
– альт (длина – 80–82 см, строй – «ми-ми-ля» малой октавы);
– бас (длина – 112–116 см, строй – «ми-ля» большой октавы, «ре» малой октавы);
– контрабас (длина – 160–170 см, строй – «ми-ля» контроктавы, «ре» большой октавы).
Балалайка прима используется как солирующий инструмент, остальные разновидности – как аккомпанирующий, при этом басовая и контрабасовая балалайки отвечают за басовую линию исполняемой композиции.
Традиционная балалайка, называемая также народной или деревенской, используется в непрофессиональной среде. У нее 16 ладов, металлические струны и огромное количество вариантов настройки. Для игры на таком инструменте не требуется знания нотной грамоты, а потому сыграть свою первую мелодию на нем вы сможете буквально через несколько минут.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На протяжении всего своего существования балалайка то теряла популярность, то вновь ее обретала. С уверенностью можно сказать, что сейчас она переживает очередной свой взлет: игре на ней обучают в музыкальных школах; ее можно услышать и в балалаечных оркестрах, и в составе самых различных по жанру ансамблей; не менее востребована она и среди музыкантов-любителей. И конечно же, музыкальный рынок предлагает большое количество балалаек разных конфигураций. Какую выбрать – решать только вам, в зависимости от ваших целей и задач. Отметим лишь одно: если вы планируете пойти по академической стезе – старательно изучать нотную грамоту и различные приемы игры, вам лучше остановиться на академической балалайке. Если же балалайка для вас – источник приятного досуга, то смело приобретайте народную: ее будет достаточно легко освоить, даже не обладая глубокими познаниями в теории музыки.
Душевной вам музыки!