Сегодня домра, наряду с балалайкой, – один из самых популярных народных инструментов. На ней исполняют сольные произведения, играют в ансамблях и оркестрах, обучают играть в музыкальных школах. Из-за названия домру часто путают с домброй, однако это инструменты, не только принадлежащие к разным национальным традициям (домра, прежде всего, русский, украинский и белорусский, домбра – казахский), но и имеющие разную конструкцию.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
История домры насчитывает несколько веков. Когда точно появился этот инструмент, сказать сложно, однако известно, что уже в XVI веке он широко использовался скоморохами, развлекавшими своими выступлениями знать и простой люд. Кстати, именно из-за скоморохов, позволявших себе смелые высказывания в адрес знати и духовенства, в XVII веке домра и ряд других инструментов подверглись опале – власти объявили их вне закона и даже устроили «показательное» сожжение нескольких телег с орудиями «бесовских игрищ», как они называли выступления скоморохов. Таким образом, домра пропала из поля зрения почти на двести лет.
Вернулась из забытья она благодаря музыканту Василию Андрееву, ранее уже «воскресившему» балалайку. В конце XIX века в глухой деревеньке Вятской губернии Андреев нашел инструмент, напоминавший старинную домру. Вместе со своими соратниками он усовершенствовал его, а также разработал несколько разновидностей. Считается, что домры разных размеров существовали еще в XVII веке (назывались они домришка и домра басистая), однако именно Василий Андреев с коллегами создал инструменты современного образца, которые вошли в состав Великорусского оркестра и используются до сих пор.
КОНСТРУКЦИЯ И МАТЕРИАЛЫ
Современная домра имеет полусферический корпус из хорошо высушенного дерева (редко – пластика) и узкий короткий гриф.
Задняя часть корпуса, называемая кузовом, состоит из 7 или 9 сегментов (клепок) и изготавливается обычно из клена, палисандра или березы. На ней установлены кнопки для закрепления струн.
Верхняя дека выполняется из резонансной ели или пихты, имеет круглое резонаторное отверстие (голосник) с фигурной розеткой и окантовывается по кромке обечайкой. На деку устанавливаются нижний порожек и кленовая подставка для струн – она передает колебания струн корпусу. Над декой крепится навесной панцирь из твердого дерева, пластика или винила, который защищает деку от случайных попаданий медиатора – овальной пластины, используемой для звукоизвлечения.
Гриф производится из твердых пород дерева. Металлическими порожками он разделяется на лады (их может быть от 19 до 30). На голове грифа, отделенной от основной его части костяным или пластиковым верхним порожком, устанавливается колковый механизм для натяжения и настройки струн.
Струн на домре, в зависимости от ее разновидности, может быть 3 или 4. Чаще всего они металлические (из стали с бронзовой оплеткой), однако бывают и синтетическими (из синталя – сверхпрочного синтетического волокна, сочетающего в себе характеристики стали и обычной «синтетики»). Металлические струны жестче, чем синтетические, играть на них труднее, но и звук они дают более яркий и насыщенный.
КАКИЕ БЫВАЮТ ДОМРЫ
Прежде всего, различают домры трехструнные и четырехструнные. Однако внутри этих двух категорий существуют также разновидности по размеру, имеющие разный строй и, соответственно, разное по высоте звучание:
Разновидность |
Трехструнная домра |
Четырехструнная домра |
||
Общая длина, мм |
Строй** |
Общая длина, мм |
Строй |
|
Пикколо |
460–480 |
си1, ми2, ля2 |
473 |
до1, соль1, ре2, ля2 |
Прима (малая*) |
625–630 |
ми1, ля1, ре2 |
600 |
сольм, ре1, ля1, ми2 |
Меццо-сопрано |
– |
сим, ми1, ля1 |
– |
– |
Альт |
755–780 |
мим, лям, ре1 |
703 |
дом, сольм, ре1, ля1 |
Тенор |
875–880 |
сиб, мим, лям |
754 |
сольб, рем, лям, ми1 |
Бас |
1025–1065 |
миб, ляб, рем |
970 |
доб, сольб, рем, лям |
Контрабас |
– |
мик, ляк, реб; ляк, реб, сольб |
1495 |
мик, ляк, реб, сольб |
* Малой называется солирующая домра.
** Обозначения: 1 – первая октава; 2 – вторая октава;
м – малая октава; б – большая октава; к – контроктава.
В целом можно сказать, что четырехструнные домры обладают бОльшими тональными возможностями по сравнению с трехструнными, но при этом несколько уступают им по насыщенности звучания и богатству тембра. Наибольшее распространение в настоящее время имеют домры прима (малая), альт и бас.
ОБ УХОДЕ ЗА ДОМРОЙ
Домру рекомендуется хранить при температуре 20–25 оС, вдали от отопительных приборов, окон и дверей. Хранить лучше в чехле. Если же вы часто перевозите вашу домру, то чехол просто обязателен – он позволит сберечь инструмент от резких перепадов температур, пыли, грязи, случайных ударов и прочего внешнего воздействия.
Корпус домры периодически нужно протирать мягкой тряпочкой, а вот струны – после каждого сеанса игры, чтобы удалить осевший на них пот и грязь с пальцев. Кроме того, струны периодически нужно менять: хотя бы раз в два месяца при регулярных репетициях (а при активной игре – еще чаще) и за день до публичного выступления (чтобы они успели «вытянуться» до рабочего состояния и уверенно держали строй).
Если вы будете соблюдать эти нехитрые рекомендации, ваш инструмент всегда будет выглядеть и звучать «на отлично», а игра на нем будет для вас настоящим удовольствием!