КРАТКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ
Кахон – инструмент относительно молодой: появился он лишь в XVIII веке благодаря африканским рабам, трудившимся в Перу, в то время бывшим испанской колонией. Испанцы запретили африканцам играть на национальных барабанах, но выход был найден: чтобы обмениваться сообщениями да и просто подсластить музыкой свою нелегкую жизнь, рабы стали использовать ящики из-под фруктов, которые по-испански назывались Cajon.
Уже к середине XIX века кахон приобрел значительную популярность как музыкальный инструмент и стал активно распространяться по другим странам Латинской Америки, а в XX веке – и по всему миру. Все это время музыканты экспериментировали с устройством инструмента и материалами изготовления, стараясь найти идеальный вариант, в котором бы сочетались хороший звук и удобство игры.
КОНСТРУКЦИЯ КАХОНА
Классический вариант кахона – прямоугольная коробка с шестью гранями. Поскольку играют на инструменте большей частью сидя, грани делаются достаточно толстыми (за исключением передней) – порядка 2 см, чтобы обеспечивать прочность конструкции. Изготавливаются кахоны из массива дерева (используются твердые породы, такие как бук, береза, ясень, бубинга и пр.), многослойной фанеры, пластика и даже стекловолокна. Очевидно, что массив дерева имеет более богатое звучание, чем фанера или синтетический материал, однако стоимость таких инструментов очень высока. Поэтому оптимальным вариантом можно считать кахон из фанеры с передней гранью из массива дерева.
Передняя грань называется тапа – именно по ней стучит музыкант, заставляя кахон звучать. В отличие от остальных граней, тапа обычно имеет толщину не более 5 мм, а потому способна менять звучание инструмента в зависимости от силы и места удара. Тапа может крепиться к остальным граням при помощи клея или винтов. В последнем случае вы имеете возможность регулировать громкость кахона, понижая или повышая ее за счет натяжения или, соответственно, ослабления болтов.
К тыльной стороне тапы, как правило, прикрепляются подструнник, придающий звучанию кахона сходство со звучанием малого барабана. Количество струн в подструннике может варьироваться от нескольких штук до нескольких десятков, при этом чем струн больше, тем больше “песка” в звучании кахона. Иногда вместо подструнника используются натянутые между противоположными углами тапы гитарные струны. Кроме того, можно встретить кахоны и вовсе без струн (чаще – в музыке фламенко).
На задней грани имеется резонаторное отверстие, также называемое фазоинвертором. Его форма и размер влияют на насыщенность звучания кахона нижними частотами. Встречаются кахоны, у которых фазоинвертор расположен на тапе – они звучат более басовито, поскольку звук направлен на слушателей, а также на боковых гранях – такие модели удобно подзвучивать микрофоном.
Отметим, что если бюджетные модели кахонов поставляются с «заводскими настройками», изменить которые вы не можете, то более дорогие позволяют настраивать звучание так, как вам хочется. Вы можете изменить натяжение и степень прилегания подструнника к тапе или же вовсе его отключить, настроить размер фазоинвертора и даже разделить тапу на зоны звучания при помощи специального механизма.
РАЗНОВИДНОСТИ КАХОНОВ
Прежде всего, кахоны различаются по форме корпуса. Классической, как уже говорилось, считается форма вертикально установленного ящика. Однако сегодня можно встретить гексагональные, Т-образные, X-образные кахоны, кахоны в виде горизонтального ящика, а также ножные кахоны (стомпбоксы) и гибриды с другими перкуссионными инструментами, например, бонго-кахон или кахон-конга. Кстати, для кахонистов производители сегодня предлагают и специальные тренировочные пэды.
Что касается размеров, то кахоны могут быть самыми разными – от маленьких детских до огромных басовых.
Кроме того, встречаются кахоны разборные. Благодаря специальной конструкции, они легко разбираются и занимают в таком виде совсем не много места, а потому очень удобны для транспортировки.
Также производители предлагают наборы, в которые включено все необходимое для сборки своего собственного кахона и даже шаблоны для его оформления. Такие наборы отлично подойдут любителям творить собственными руками.
Отдельно стоит отметить кахоны, которые снабжены электронной «начинкой». Это могут быть как инструменты, просто оснащенные встроенным микрофоном или звукоснимателем, так и гибридные модели, в которых установлены триггеры, добавляющие к акустическому звуку электронный в зависимости от силы удара по тапе.
КРИТЕРИИ ВЫБОРА КАХОНА
1. Цель. Первостепенный критерий, от которого зависит не только «содержание» инструмента, но и, конечно же, его стоимость. Так, например, если вы только планируете учиться играть, не имеет особого смысла приобретать дорогущий кахон с кучей настроек – велика вероятность, что они вам в принципе никогда не пригодятся.
2. Прочность. Если не говорить о специфических разновидностях, кахон – это инструмент, на котором сидят во время игры, а потому он должен быть настолько прочным, чтобы выдерживать вес играющего. Причем прочность лучше рассчитать с запасом – вы же не хотите, чтобы кахон развалился под вашим весом, если вы вдруг растолстеете.
3. Звучание. Здесь все просто – вам должно нравиться, как звучит ваш будущий инструмент. Так что перед приобретением слушайте.
4. Встроенная электроника. Если вы часто выступаете на площадках, где без подзвучки инструмента просто не обойтись, обратите внимание на кахоны со встроенными микрофонами и звукоснимателями.
5. Наличие в комплекте чехла. Некоторые кахоны продаются в комплекте с чехлом, что безусловно здорово, если вы планируете часто перевозить инструмент. Если же чехла в комплекте нет, то расстраиваться не стоит – его всегда можно приобрести отдельно.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Обычно на кахоне играют просто руками. Однако, помимо этого, могут применяться щетки и ножные педали по типу педали для бас-барабана. Также чтобы разнообразить звучание, используют различные тамбурины, блоки, джинглы, шейкеры, кабасу и прочие приспособления, которые закрепляются на самом кахоне, руках или ногах играющего.
Ну а если вы все еще считаете, что кахон – обычный деревянный ящик, то посмотрите представленное ниже видео, и поймете, что «ящик» этот очень музыкальный и не менее интересный, чем любой другой инструмент: